124527, Москва, Зеленоград, корп. 848, кв. 3, тел./факс 532-93-72

 

 

Тематические материалы

Чтение детям

Сказки

Потешки

Стихотворения

 

Сказки

В течение года детей знакомят примерно с пятью русскими народными сказками. Маленькому ребенку легче воспринимать рассказ, чем чтение, поэтому рассказывание в первой младшей группе предпочтительнее. Оно требует от воспитателя тщательной подготовки. Обычно на занятии сказку рассказывают дважды, иногда повторяют и в третий раз. Это не надоедает детям, поскольку воспитатель обеспечивает их активность во время слушания: предлагает выполнить имитационные движения (малыши показывают, какая большая-пребольшая была репка; как ее тянут-потянут и т. п.), использует разнообразные наглядные пособия (показ фигурок настольного театра сменяется показом картинок на фланелеграфе и пр.), побуждает инсценировать или драматизировать отрывок из сказки.

Наибольшая полнота восприятия достигается, когда воспитатель сочетает свой рассказ с показом фигурок настольного театра, а при повторном рассказывании либо оперирует этими же фигурками, либо прибегает к инсценированию сказки (как при помощи фланелеграфа, так и используя "Живые картинки"). Действовать с фигурками настольного театра наиболее удобно: показ их не занимает много времени и не нарушает плавности изложения. Использование на занятии наглядных материалов активизирует внимание детей, обеспечивая его целенаправленность, а также способствует припоминанию ребенком текста сказки при последующей самостоятельной игре со знакомыми фигурками.

Известно, что на третьем году жизни ребенок может слушать рассказ взрослого, не сопровождаемый показом (игрушек, действий, игровых ситуаций). В какой мере это можно использовать на занятиях по рассказыванию сказок?

Рассказывание без наглядного сопровождения целесообразно для занятий, посвященных повторению знакомых малышам сказок.

В этом случае после первого рассказывания текста педагог помогает детям припомнить содержание сказки путем заданий, которые одновременно помогают малышам, сменить позу, подвигаться (показать, как тянули репку; попрыгать, как лягушки, и т.п.). Здесь же припоминаются (воспроизводятся) отрывки, наиболее интересные в плане обогащения речи ("мышка бежала, хвостиком задела"; "затрещал теремок, упал на бок и весь развалился"; "козлятушки-дитятушки, отомкнитеся, отворитеся!"). Можно предложить малышам задание, требующее от них и более сложных умственных операций. Например, попросить рассказать о том, кто тянул репку (перед детьми находятся фигурки всех персонажей сказки), но не в традиционном изложении, а в обратном порядке: мышка за... кошку, кошка за... Жучку ... и т.п.

Необходимо также предусмотреть задания на формирование интонационной выразительности речи.

Восприятие некоторых сказок, например русской народной сказки "Колобок", идет успешнее, если проводится предварительная подготовка. За 12 дня до занятия с детьми рассматривают иллюстрации к сказке (лучше выполненные Ю. Васнецовым или Е. Рачевым), читают им песню колобка. Или перед тем как рассказать сказку "Козлятки и волк", воспитатель показывает иллюстрации и характеризует персонажей: "Козлятки маленькие, волк большой, очень страшный". Дети узнают и запоминают, что коза уходила "есть травку шелковую, пить воду студеную". А уже затем педагог предлагает послушать сказку "про козу, умных и послушных маленьких козлят и страшного, большого, злого волка".

Заканчивать занятие целесообразно самостоятельной игрой детей с фигурками настольного театра, а также рассматриванием иллюстраций. Малыши вспоминают слова, которые произносит в сказке тот или иной персонаж; воспитатель поощряет попытки драматизации, инсценирования.

Одно из занятий можно посвятить повторению сказки, недавно рассказанной детям, и сказки, с которой малышей знакомили месяц-полтора назад (например, "Репка" и "Курочка ряба").

Повторяя с детьми сказку, не всегда обязательно рассказывать ее целиком. В ряде случаев достаточно вспомнить отдельные отрывки, в частности те, которые легче забываются или наиболее интересны в плане обогащения речи. Воспитатель начинает рассказывать отрывок один, а продолжает совместно с детьми. Здесь обязательны задания по воспитанию интонационной выразительности речи. Приведем пример: "Вот уже бабка и дед тянут репку. Кого же позовут они на помощь?" размышляет педагог. "Внучку позовут", подсказывают дети. "Что-то нет внучки. Наверное, далеко убежала. Давайте поможем деду и бабке позвать ее",— говорит воспитатель. "Внучка, иди репку тянуть!" зовут дети (хоровое и индивидуальные высказывания). Или, утешая деда и бабку, лишившихся золотого яичка, дети упражняются в восклицательной интонации ("Не плачь, дед!").

При повторении сказок желательно вводить элементы драматизации. Это доставляет малышам много радости. И хотя зачастую, охотно взяв на себя ту или иную роль, ребенок забывает ее, не всегда согласует свои действия с действиями партнера, воспитателя не должны смущать эти трудности. Педагог должен помнить, что такие упражнения требуют от него большого такта, терпения и более частого одобрения действий малышей, оценки их речи (как содержательной стороны, так и эмоциональной).

 

Потешки

 В первой младшей группе очень серьезное внимание уделяется ознакомлению детей с потешками. Данный вид занятий часто затрудняет воспитателя (при необходимости педагог может заменить потешки, которые даются в нашей книге, другими, более доступными его воспитанникам, или прочитать малышам наиболее трудные потешки в летние месяцы).

Знакомство с каждой новой потешкой доставляет малышам радость. Они с удовольствием вслушиваются в звучание народной речи, улавливают стихотворный ритм, богатство оттенков слов: травка-муравка, травушка-муравушка, птичка-синичка и т. п. Уже само чтение создает благоприятные условия для эмоционального контакта с детьми. Они затихают, улыбаются, просят читать еще. Это чрезвычайно важный момент зарождения у ребенка интереса и любви к художественному слову.

Потешки отличаются богатством форм и размеров. Одни совсем небольшие ("Наша Маша маленькая...", "Чики-чики-чикалоч-ки..."), другие достаточно велики ("Аи, качи-качи...", "Заинька, походи..." и др.). Содержание одних потешек не нуждается в пояснениях ("Водичка, водичка..." и др.), для правильного восприятия других требуются показ соответствующих предметов, действий, разъяснения ("Вот и люди спят...", "Наши уточки с утра...", "Заинька, походи..." и др.). Ознакомление с последними требует предварительной работы. Так, за 12 дня до занятия по потешке "Аи, качи..." дети под руководством воспитателя разглядывают и сравнивают калачи и баранки (натуральные), рассматривают картинку, на которой изображена печь. Перед чтением потешки "Наши уточки с утра..." педагог организует подвижную игру "Не будите индюка". Малыши тихонько, на цыпочках, ходят возле спящего индюка (его роль играет ребенок). Затем индюк просыпается, сердится на детей: "Бал-бал-бал", и те разбегаются по комнате (по участку).

Некоторая предварительная подготовка необходима и непосредственно на занятии. Она может осуществляться в разных формах. Приведем несколько примеров.

Детям показывают иллюстрацию (предмет, игрушку), например кота. Они рассматривают игрушку (предмет), высказывают свои впечатления (отмечают, какие у котика усы, глаза, зубки ,и т.д.). Затем педагог читает потешку "Как у нашего кота...".

Воспитатель, используя фланелеграф, демонстрирует картинки (предметные, сюжетные). Например, к потешке "Вот и люди спят..." — изображения спящих детей и зверей ("лисы спят на горочках, зайки спят на травушке, утки на муравушке, детки все по люлечкам..."). По просьбе педагога малыши показывают на картинках лис, зайчиков, деточек. Запоминают, кто где спит, после чего с удовольствием слушают потешку.

Перед чтением потешки проводится дидактическая игра, связанная с нею по содержанию. Например, прежде чем познакомить малышей с потешкой "Травка-муравка со сна поднялась...", воспитатель организует игру "Кто что ест?". Малыши рассматривают зерно, капустку, корочку хлеба и определяют, кому они приготовлены — синичке, зайчику, мышке (игрушки, картинки).

В ряде случаев воспитатель сопровождает чтение показом действий, описанных в потешке ("Водичка, водичка..."; "Ладушки..."; "Заинька, походи..."; "Чики-чики-чикалочки...").

Как правило, после первого чтения педагог повторяет потешку еще 34 раза. При этом возможны следующие варианты:

а) воспитатель использует те же приемы и тот же наглядный материал, что и при первом чтении;

б) педагог читает потешку, не прибегая к наглядности;

в) воспитатель использует новый наглядный материал или несколько видоизменяет прежний, варьирует игровые ситуации. Например, к детям "приходит" еще один игрушечный кот с просьбой и про него прочесть стихотворение "Как у нашего кота...". Или же потешку "Заинька, походи..." воспитатель в первый разчитает, манипулируя зайцем-игрушкой. А затем дети водят хоровод. В центре хоровода ребенок в шапочке зайчика. Воспитатель читает потешку, а заинька "ходит", "топает ножкой" и пр.;

г) по предложению педагога дети показывают то, о чем говорится в тексте (как бабка пекла оладушки и поливала их маслом: "Ладушки..."; как вперевалочку ходят уточки, как вытягивают шеи гуси "Наши уточки с утра..." и пр.). Этот прием способствует развитию у детей фантазии, творческого начала;

д) педагог адресует потешку определенному ребенку, т. е. там, где это возможно по тексту, называется имя ребенка, присутствующего на занятии:  "Умой Коле  (Оле, Ане)  личико"; "Самому ли съесть или Бореньке (Сашеньке) съесть"; "Наша Маша (Аня, Таня) маленька"; "Кате два, Коле два".

На занятии, посвященном знакомству детей с новой потешкой, педагог поощряет попытки детей договаривать (подговаривать) отдельные слова и фразы, интонационно указывая малышам, где именно требуется их помощь.

На занятиях, отведенных повторению знакомой детям потешки (потешек), прием договаривания стихотворных слов и фраз занимает ведущее место. Дети старше двух с половиной лет могут читать некоторые потешки самостоятельно (при активной помощи педагога).

По-прежнему радуют ребенка "подарки": если педагог, читая текст, называет его имя. Этот прием может использоваться в сочетании с наглядностью. Например, Маша (кукла) дает свою алую шубку кому-либо из девочек, и воспитатель вместе с детьми читают: "Наша Настя (Оля) маленька" и т. п. При повторении потешек шире используются драматизации.

Наблюдения показали, что в первой младшей группе на одном занятии можно повторять сразу 2 и 3 потешки. Это разнообразит занятие и радует малышей. Закончив повторение, воспитатель предлагает старшим детям назвать стихотворение, которое им нравится больше других. И тотчас же читает его (целиком, отрывок). Эти задания в какой-то мере выявляют и формируют избирательное отношение ребенка к художественному слову.

 

Стихотворения

Для детей данного возраста "Программа" рекомендует стихи А. Барто из цикла "Игрушки". Как показала практика, почти каждый двухлетний ребенок их хорошо знает: он слышал эти стихи дома, в предыдущей возрастной группе. Малыши охотно рассматривают иллюстрации к "Игрушкам", читают стихи наизусть или пересказывают их содержание. Поэтому на занятиях, опираясь на знания самих детей, можно знакомить их сразу с двумя-тремя стихотворениями цикла.

Детей знакомят с произведениями, посвященными советским праздникам ("Весело, весело" О. Высотской; "Свети, свети, солнышко..." Е. Благининой), рассказывающими малышам о жизни их сверстников ("Утром", "Вкусная каша" 3.Александровой).

Тексты стихотворений несложны. Ребенок легко запоминает их. Особенно в тех случаях, когда воспитатель в заключение предлагает малышам спеть песенку, близкую стихотворению по тематике (разучивалась на музыкальном занятии), походить с высоко поднятыми красными флажками под музыку или бубен, организует игру-инсценировку (например, ребенок, выйдя к фланелеграфу, вместе с педагогом читает стихотворение "Вкусная каша" и "кормит" животных и птиц, как кормила их маленькая Оленька). Эти приемы дают возможность практически всем детям принять участие в игре, в повторении стихов.

В первой младшей группе проводят специальные занятия с целью развивать у детей способность слушать и понимать рассказ взрослого без наглядного сопровождения. Есть несколько разновидностей таких занятий.

1. Дети слушают небольшой по объему авторский рассказ. Он дается в усложнении: начинается с более простого, затем повторяется, "обрастая" некоторыми подробностями, и завершается третьим, самым полным рассказом. Практически в этих случаях воспитатель составляет рассказы, используя авторский текст как канву.

Возможен и другой вариант. Воспитатель читает большую часть произведения (например, рассказ "Курочка" Е. Чарушина). Задает 12 вопроса по содержанию прочитанного. Повторяет текст, добавив к нему 12 следующих предложения или описание маленького, но самостоятельного эпизода. Опять беседует с детьми. Читает рассказ целиком, присоединяя к тому, что дети уже слышали, 12 заключительные фразы.

2. Дети слушают рассказ, составленный воспитателем на тему, близкую их опыту (например, "Катя нашла котенка"), и включающий разнообразные звукоподражания. При повторном прослушивании они активно подговаривают звукосочетания, отдельные слова и фразы.

3. Педагог, назвав тему рассказа ("Как дети ходили на огород", "Сборы на прогулку", "Как мы кормили птичек" и др.), предлагает малышам помогать ему "сочинять". Рассказывает, предоставляя детям возможность завершать начатые им фразы. Этот прием заставляет каждого ребенка внимательно слушать воспитателя, размышлять, подбирая нужное слово. Параллельно совершенствуется умение согласовывать слова в предложении.

4. Чтение детям потешек и рассказывание сказок. Обучение детей родному языку на занятиях часть работы по развитию речи, которая должна осуществляться в течение всего дня. Программный материал, усвоенный детьми в учебное время, необходимо повторять и закреплять в режимных процессах, во время их самостоятельных игр. И наряду с этим новые впечатления, полученные детьми в быту, на прогулках, следует уточнять и углублять на занятиях.

Hosted by uCoz