|
124527, Москва, Зеленоград, корп. 848, кв. 3, тел./факс 532-93-72 |
|
Психолого-педагогическая программа "Дар" Поступление ребенка в школу вносит большие перемены в жизнь ребенка. Очень сложным для первоклассников является адаптация к школьному процессу. Коллектив психолого-педагогического объединения "ДАР" (Диагностика, Адаптация Развитие) помогает ребенку справиться с трудностями первых дней обучения и способствует развитию у учащихся познавательного интереса на протяжении всего учебного года. Для этого объединением "ДАР" разработана программа, которая помогает развить у ребенка мотивы познавательного характера. Программа включает в себя как групповые, так и индивидуальные занятия. Это развивающие игры, беседы, конкурсы, викторины. Первоклассники посещают также культурно-досуговые мероприятия в "Творческом лицее": выставки, видео-уроки, а также цикл бесед в Детской музыкальной гостиной. Цель занятий – развить у ребенка положительное отношение к жизни и школьному процессу в целом. Для наиболее эффективного результата поставленной задачи, разработаны памятки "Родителям первоклассников" в которых отражены рекомендации для более гладкой адаптации учащихся к школьному процессу. Доклад Исаевой Н.В., руководителя творческой лаборатории "ДАР" Создание системы организации и адаптационного периода для первоклассников было продиктовано самой жизнью. Рухнула существовавшая ранее в государстве социальная забота о детях, помогавшая семьям. В свое время мы резко критиковали ее, но все же она была. Мы утешали себя: вот завтра у нас все образуется на куда более достойном уровне – на основе передовых эффективных рыночных отношений. К сожалению, сама по себе рыночная экономика не вырабатывает иной морали, кроме той, к которой, увы, мы с вами сейчас пришли. К сожалению, не сформировалась в нашем обществе культура общественной жизни, а мораль в обществе бытует зачастую только одна: "Хорошо то, что приносит выгоду". И отразилось это, прежде всего, на наших детях, их психике, на наших семьях, где происходят разрушения, которые грозят стать необратимыми. Психологами по детству, дефектологами, педагогами установлено, что почти все беды и все удачи будущего человека начинаются в его колыбели. Без постоянно направленного на него любящего внимания родного человека ребенок вырастает без чувства привязанности. Получается так: нет связи с одним определенным человеком, не будет ее и с обществом людей. Припомните, часто ли увидишь на улице, в транспорте картину общения матери, отца или же бабушки с ребенком? В основном, можно наблюдать усталые лица взрослых, отсутствующее детское внимание. Как же так получается, что самый дорогой и близкий человечек отходит со своими проблемами на второй план за нашей бесконечной нехваткой времени, денег, хронической усталостью, привязанностью к телепрограммам? Программа "Дар" ставит своей основной задачей помочь учащимся адаптироваться в школьной среде, а также выявить тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов, которые автоматически переносятся на школьную жизнь. Психолого-педагогическая программа "Дар" разрабатывает свою программу на базе 1-го класса школы № 897. В программе принимают участие: – психологи; – педагоги; – методист. Их совместная работа направлена на систему адаптации первоклассников в школе и развитие мышления. Основное направление работы психолого-педагогической лаборатории "Дар" (диагностика, адаптация, развитие) ориентировано на индивидуальные особенности ученика. Диагностика учащихся проводилась по тестированию: – " Уровень самооценки" – "Моя семья" – "Дом, дерево, человек". По результатам исследования были определены учащиеся, которым необходима дополнительная помощь, с которыми проводятся индивидуальные занятия. По результатам исследования учитель провел родительское собрание, на котором обсуждались параметры готовности детей к школе. В программе задействовано 34 ученика, 18 родителей. Социальная категория учащихся – дети с педагогической запущенностью. Программа включает в себя как групповые, так и индивидуальные занятия, направленные на скорейшую адаптацию, т.е. восстановление у ребенка положительного отношения к жизни, в том числе и к повседневной деятельности, ко всем лицам, участвующим в учебном процессе. В центре внимания программы: выявление и развитие индивидуальных возможностей и интересов каждого ученика. Мы не только используем развивающий материал на своих занятиях, интересные головоломки, тестирования, упражнения по развитию речи и интеллекта, мы используем такой испытанный способ войти в контакт с детьми, как, собравшись за одним столом, общаться и за чашкой чая обсуждать те вопросы, которые волнуют детей, которые им интересны. Анализ нашей работы показал, что детям очень не хватает внимания своих близких, общения с ними. Поэтому для них, я считаю, неоценимо то общение, которое они получают в Творческом лицее.
|