|
124527, Москва, Зеленоград, корп. 848, кв. 3, тел./факс 532-93-72 |
|
Публикации о "Творческом лицее" "Зеленоградская палитра" № 4 (9) 2006 год "Пять ступеней к совершенству" Исполнилось пять лет Творческому лицею Зеленограда. За эти годы здесь сформировался сплоченный коллектив единомышленников – это педагоги, психологи, социальные работники, деятели культуры. Их кредо: создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей, реализация творческого потенциала зеленоградцев, в первую очередь детей, подростков и их семей. О работе учреждения рассказывает директор Творческого лицея Ирина Петровна Кисловская. – История лицея началась в 1992 году с открытия муниципального предприятия "Поллукс". Деятельность его быстро расширялась, и в 1993 году на базе зеленоградского Дворца творчества детей и молодежи распахнула свои двери Муниципальная детская галерея. Она стала эпицентром конкурсов, фестивалей, других интересных программ, которые знакомили детей и взрослых с работами профессиональных и самодеятельных художников. Актуальность работы центра и оригинальная модель, построенная на строгих научных основаниях, позволили специалистам "Поллукса" участвовать во многих конкурсных проектах, семинарах, конференциях. Работа коллектива была одобрена на коллегиях префекта. "Поллукс" получил несколько грантов за успешную деятельность. Материально-техническая база центра развивалась, что позволило к 1997 году расширить спектр социокультурной деятельности. И в ноябре 2001 года согласно постановлению правительства Москвы начало свою работу новое государственное учреждение культуры клубного типа города Москвы – Экспериментальный центр социальной адаптации и творческого развития детей и подростков "Творческий лицей". Определились основные направления деятельности Творческого лицея: культурно-досуговая, выставочная, психолого-педагогическая, научно-методическая, издательская, образовательная, социокультурное проектирование, творческая реабилитация. Действие системы направлений можно рассмотреть в нескольких ракурсах. Во-первых, все учреждения и организации, занятые работой с детьми и подростками, участвуют в исполнении социально значимых федеральных, городских, окружных программ и нуждаются в координационной деятельности, во включении в единое информационное поле. Во-вторых, создаваемые детские и подростковые учреждения социальной направленности, культурно-просветительского характера и другие, нуждаются в научно-методических наработках в данных направлениях. В-третьих, проведение традиционных конкурсов, фестивалей, выставок, праздников объединяет общими интересами большие группы детей и подростков, а также иные категории населения. Прослеживается дефицит в инновационных и интерактивных формах. В основу практической деятельности учреждения положены следующие принципы: – создание специальных притягательных досуговых сред, ориентированных на потребности детей и подростков, семейной аудитории и других категорий населения в познавательной и творческой деятельности; – содействие в формировании благополучных отношений в семье и коллективе, основанных на взаимном уважении и совместной творческой деятельности разных поколений. Создание дополнительных условий социальной востребованности, использование опыта, знаний и умений представителей разных поколений на благо города; – одинаковый подход к здоровым детям и имеющим физические ограничения, вовлечение тех и других в единый процесс творческой деятельности. В Творческом лицее работают семь структурных подразделений. Выставочный зал (открыт в ноябре 2003 г.). Здесь проводятся выставки детского, самодеятельного и профессионального творчества, что позволяет создать уникальную образовательно-воспитательную среду, формирующую особое эмоциональное восприятие прекрасного и способствующую проявлению творческого потенциала детей. Центр компьютерно-издательских технологий. Дети и подростки, в том числе с физическими ограничениями, имеют возможность начальной профориентации. Центр способствует творческой реабилитации детей с нарушениями слуха и речи, а также одаренных детей, не имеющих дома условий для развития своих творческих способностей. Сектор масс-медиатехнологий. Здесь сформированы две творческие мастерские. Мастерская тележурналистики состоит из двух студий. Студия коррекции звукозаписи обеспечивает звуковое сопровождение мероприятий, а в студии видео-технологий создается видео-архив, реализуются видео-проекты. В мастерской актерского мастерства дети занимаются театральным искусством, пластикой, овладевают внутренней и внешней техникой вербального и невербального взаимодействия (на базе ЦППРиК). Основными видами работы сектора являются: техническое обеспечение и видеосъемка всех мероприятий и программ, реализуемых на базе ГУК "Творческий лицей". Научно-методический отдел занимается изданием научно-методических пособий на бумажных и электронных носителях. Здесь проводятся семинары, тренинги, консультации. Клубная и кружковая работа. Задача педагогов заключается в том, чтобы помочь детям осознать, что не физические или социальные ограничения являются решающим фактором для определения места человека в жизни, а его активность, творческий потенциал, широта мышления и познаний. Передвижной и стационарный (с января 2005 г.) клуб "Радуга": проведение концертов, шоу-акций, конкурсов, викторин, развлекательных программ на концертных и других площадках города. Социокультурные проекты по адаптации, реабилитации, социализации, развитию творческих способностей детей и созданию условий их реализации. За пять лет сделано много. Круг людей, с которыми и для которых работает лицей, весьма широк. Возраст — от дошкольного до ... верхнего предела нет. Традиционным стал фестиваль творчества детей с особенностями развития "Цветик-семицветик". Авторы проекта – сотрудники лицея Елена и Василий Гермони. За три года существования фестиваль познакомил и объединил около 3 000 детей и взрослых. И не только зеленоградцев, но и жителей Подмосковья, которые узнали о фестивале из сайта Творческого лицея. Участие в нём позволило детям обрести уверенность в себе, раскрыть разносторонние способности, поскольку он имеет самые разнообразные номинации: музыка, литератуpa, изобразительное искусство, компьютерная графика, прикладное искусство и др. Уже два года с огромным успехом проходит фестиваль творчества пожилых людей "Второе дыхание". Живопись, акварели, керамика, куклы, гобелены, вышивки, флористика. Изумительные произведения прикладного искусства создают наши бабушки и дедушки, многие – вместе с внуками. Их бывает столько, что даже не вмещает выставочный зал, и экспозиция обычно начинается прямо у входа. Участников того и другого фестиваля становится всё больше с каждым годом. Обширна выставочная деятельность Творческого лицея. По 7–8 выставок ежегодно проходит в его стенах. Это "Все цвета радуги": высокохудожественные работы зеленоградских мастериц-любительниц в технике лоскутная пластика. "Осенняя палитра": живопись, керамика, графика зеленоградских художников-профессионалов. Молодёжная выставка "Дизайн под компьютерным соусом": компьютерные рисунки, графика, живопись студентов 5-го курса МИЭТа. "Десять лет не спустя рукава" – под таким названием представили своё искусство члены молодёжного объединения "Светоч". В рамках международной акции "Эшелон Победы" прошла выставка "Семейный военный архив". Школьники принесли материалы: фронтовые письма, фотографии, документы, записи рассказов бабушек и дедушек. Желание участвовать в выставке побудило их послушать и записать их воспоминания, из которых они узнали много интересного и поучительного для себя. Большой интерес у посетителей-школьников, особенно мальчиков, вызвала посвященная 60-летию победы в Великой Отечественной войне выставка моделей военной техники времен этой войны – автор В.Судариков. Выставки проходят не только коллективные, но и персональные. Например, интересна была экспозиция работ Б. Бурдыкина "Космос": живопись, эскизы значков и значки, изготовленные по его эскизам на заводе "Компонент" в эпоху активного освоения космоса. Выставка работ художника А.Малинина была приурочена к его юбилею. В выставочный зал лицея считают престижным попасть и московские художники ("100 акварелей" Ирины Яновой и др.). Выставки охотно посещают дети с детсадовского возраста до старших школьников, а также взрослые всех возрастов, в том числе пенсионеры-посетители зеленоградских КЦСО. Посещения бывают коллективные с предварительным заказом экскурсий и индивидуальные. На базе Творческого лицея работают народные творческие коллективы. Это фольклорный ансамбль "Ивушка", которому в прошлом году исполнилось 15 лет. По субботам поэты из музыкально-поэтического объединения "Свеча и гроздь" проводят встречи в "Клубе друзей". Работают и клубы по интересам: "Тёплый дом", "Рукодельница", "Будьте здоровы", "Мудрость". Для школьников организованы видеоклуб, "Детская музыкальная гостиная", встречи в которых посвящаются памятным датам. В лицее проходят творческие встречи с поэтами, художниками, бардами, композиторами. Результаты деятельности Творческого лицея в полной мере проявятся лишь в будущем. Но уже сегодня очевидна роль этого учреждения в обеспечении условий полноценного воспитания детей, в формировании позитивного сознания у населения. |