124527, Москва, Зеленоград, корп. 848, кв. 3, тел./факс 532-93-72

 

 

Научно-методические семинары:

 

Виртуальный семинар

 Новые пути реабилитации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями  средствами культуры и искусства

Приглашаем к сотрудничеству

Поиск конструктивных решении в области социальной политики не позволяет обществу обойти молчанием проблемы, связанные с активным включением в социальные связи такой группы, как инвалидная категория.

Одним из наиболее актуальных и развивающихся направлений социальной работы в России на современном этапе является реабилитация людей с ограниченными возможностями и, в частности, социально-культурная реабилитация, интеграция их в общество, реализация которой ориентирована на предоставление широкого спектра услуг и создание необходимых условий безбарьерной среды обитания,

Требуется активизировать разработку социально-инновационных подходов для подготовки лиц с ограничениями жизнедеятельности к самостоятельной жизни, помочь этим людям в полной мере развить свой индивидуальный потенциал и достичь максимально высокого качества жизни.

Традиционный подход к процессу реабилитации (только лечение или коррекция недостатка с помощью лекарств или технических приспособлений) лишь частично решает проблему людей с ограниченными возможностями. Исчерпал себя и подход к досуговым технологиям для инвалидной среды как к чисто развлекательному явлению.

Основным системообразующим фактором в технологии реабилитационного процесса должно стать не столько приспособление или компенсация тех или иных видов социальной недостаточности, сколько активное, творческое ее преодоление и достижение максимально возможного уровня самоактуализации, реализуемой в дальнейшем для пользы общества.

И приоритет здесь принадлежит развивающим технологиям, связанным с включением детей и подростков с ограниченными возможностями в различные виды художественного, технического, прикладного творчества.

Досуговые учреждения, имеющие солидную материально-техническую базу специалистов в области социокультурной и досуговой деятельности, способны стать своеобразным плацдармом, на котором будут разворачиваться различного рода формирования, объединенные общей целью социально-культурная реабилитация инвалидной среды.

Культурно-досуговые учреждения могут участвовать в реабилитационном процессе через предоставление услуг по адаптации посредством организации обучения по специальным программам.

Особо следует остановиться на возможности досуговых учреждений использовать компьютерную технику. Это открывает огромные возможности для профессионального самоопределения детей и подростков с ограниченными возможностями, общения через компьютерную сеть не только со сверстниками своего города, страны, но и с зарубежными пользователями Интернета. Значимость такого вида сервиса бесспорна с точки зрения реабилитации, социализации, интеграции.

Дети и подростки с ограниченными возможностями относятся к категориям населения, которые вправе пользоваться защитой и помощью государственных органов и учреждений, в том числе в решении вопросов досуга. Учитывая структурную специфику инвалидности в современном обществе, очевидна значимость сферы культуры, различных видов культурной деятельности  с одной стороны, – возможной, а с другой, – как необходимой  области социализации, самоутверждения и самореализации людей с частично ограниченными возможностями.

Актуальность проблемы изучения возможностей развития личности ребенка с ограничениями средствами социально-культурной деятельности определяется, во-первых, наличием в обществе значительного количества лиц, имеющих ограничения жизнедеятельности.

Во-вторых, обращение к данной теме обусловлено значительным реабилитационным и интеграционным потенциалом социально-культурной деятельности, её способностью решать значимые личностные проблемы и возможности оптимизировать условия жизнедеятельности детей и подростков с ограничениями.

Возможности культурно-досуговой деятельности реализуются не всегда в силу специфичных барьеров социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города и мешающих инвалидам принимать в них  участие.

 Важнейшим вектором построения социокультурной политики в отношении детей и подростков с  ограниченными возможностями должна стать ориентация не на ограниченные возможности жизнедеятельности детей и подростков, а на их способности; на поддержание гражданских прав и достоинств, на внимание со стороны общества на создание безбарьерной среды.

Но есть и другая сторона проблемной ситуации негативное отношение здоровых людей к лицам, имеющим ограничения жизнедеятельности. Исследования американских социологов показывают, что отношения эти носят характер “доминирования-подчинения” и порождают противоречивые чувства с одной стороны, неприятие или даже враждебность, с другойжалость и сочувствие.

Поэтому программы реабилитации для этой категории должны учитывать, прежде всего, социально-психологические аспекты. Не изоляция, а социальная интеграция, включение человека в различные виды и сферы общественной деятельности и социальные институты наравне со здоровыми людьми...

Предлагаем продолжить обсуждение поднятой нами проблемы.

Будем благодарны за сотрудничество в нашем виртуальном семинаре.

В свою очередь предлагаем вашему вниманию доклад, рассказывающий об опыте ГУК "Творческий лицей" в решении поднятой проблемы

Новые пути реабилитации и социализации детей и подростков с ограниченными возможностями,
средствами культуры и искусства в ГУК "Творческий лицей"

Традиционный подход учреждений культуры к досуговой деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями как к чисто развлекательному, сугубо рекреативному явлению себя исчерпывает. 

Досуговые занятия детей и подростков с ограниченными возможностями сегодня рассматриваются как самостоятельная сфера их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.

Каждый человек чем-то одарен природой, и важно помочь ему разглядеть в себе скрытые потенциальные возможности, на которые он, будучи здоровым, не обращал внимания. Творчество помогает пересилить болезнь и преодолеть депрессию, вселяет уверенность в своих силах, приносит удовлетворение.

Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социокультурной реабилитации детей и подростков с ограничениями является анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности.

Поэтому в культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию детей и подростков с ограниченными возможностями, лежат два исходные начала:

отношения и контакты с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;

культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность детей и подростков с ограниченными возможностями, на их социальную реабилитацию и статус в обществе.

Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.).

Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения себя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.

Предназначение досуговых технологий помочь детям и подросткам с ограниченными возможностями освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении.

В ГУК "Творческий лицей", (директор Кисловская Ирина Петровна) наработан опыт адаптирования социально-культурных технологий к реабилитационному процессу инвалидов:

•  Фестиваль творчества детей с ограниченными возможностями "Цветик-семицветик" (авторы: Гермони Е. С. и Гермони В. В.).

Фестиваль обретает свое лицо, живет и работает. Активно идет процесс установления контактов, а, соответственно обмен практическим опытом. Среди работ преобладают прикладные виды творчества.

•   Организация на базе школы 367 (школы надомного обучения) творческих форм работы с детьми.

Это краеведческое объединение "Родничок", кружок "Декоративно-прикладного творчества фитодизайна", творческое объединение "Эрудит" и "Азбука вечных истин".

Основные направления деятельности:  

повышение общего культурного и эстетического уровня детей через знакомство с мировым художественным наследием, с культурными традициями нашей страны;

овладение навыками и умением эффективного взаимодействия с окружающими людьми;

включение детей в творческий процесс осознания вечных истин;

формирование у детей гуманистического мышления с целью выработки адекватной самооценки и своего места в окружающем мире;

 •  получение разнообразных жизненно важных познавательных навыков.

"Актерское мастерство" творческое объединении (для слабослышащих детей на базе ЦППРиК), это развитие и совершенствование психической и физической природы ребенка, принимающего участие в творчестве.

•  Организация каникулярного отдыха для детей подростков с социальными ограничениями. В программе психологические тренинги, игровые занятия, участие в массмедиа проектах и социокультурных программах (конкурсы "Цветная фотография", "Молодежь в объективе").

В деятельности нашего учреждения успешно применяются методики социокультурного проектирования. Разработка и реализация проектов в виде развлекательно-игровых, музыкальных, художественно-зрелищных, и других программ, аукционов, вернисажей и ярмарок, рекламных проектов и кампаний, изготовление изделий прикладного искусства позволяет значительно обогатить содержание обучающей, творчески развивающей деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями. В учреждении культуры ГУК "Творческий лицей" дети и подростки с ограниченными возможностями приобретают навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры.

Наибольшее значение в разработке социокультурных технологий, направленных на оказание помощи детям  и подросткам с ограниченными возможностями в процессе преодоления недуга и социальной адаптации, имеет ее содержательная сторона и те средства коррекции, с помощью которых происходит восстановление, выравнивание возможностей инвалидов в их социальном самоутверждении.

Под влиянием социокультурной реабилитации неприятные, болезненные проявления детей и подростков с ограниченными возможностями все более сглаживаются и растворяются в процессе активного взаимодействия его с окружающей средой, а социально-адаптивные навыки общения уравновесят отношения с людьми, перед которыми ранее он испытывал неуверенность, робость, скованность. Прошлое с травмирующим опытом общения отступит, придет состояние равных возможностей и уверенности в своих силах, а это уже состояние человека, адекватно взаимодействующего с миром.

В "Творческом  лицее" работают клубы, кружки, любительские объединения по интересам. Тематика заседаний самая разнообразная и определяется по  традиции не организатором, а самими участниками: посещение музеев, картинных галерей, обсуждение животрепещущих проблем здоровья, любимых кинофильмов, классических литературных произведений и собственное творчество, и многое другое.

Так, богатейшие реабилитационные возможности включают в себя и компьютерные технологии.

В ГУК "Творческий лицей" распахнул свои двери компьютерный класс, оснащённый специально разработанной мебелью, позволяющей закрепить монитор, клавиатуру и другую периферию таким образом, чтобы создать оптимальные условия для работы детей и подростков с нарушениями опорно-двигательной системы. Овладение компьютерными технологиями, с одной стороны, позволяет детям и подросткам с ограниченными возможностями включаться во многие сферы жизнедеятельности наравне со здоровыми людьми, а с другой стороны, специальные компьютерные продукты, технологии и аппаратные средства позволяют восполнить ранее ими утраченные или не развитые качества. Эффективная форма организации жизнедеятельности, неограниченный доступ в информационную среду, все это лишь малая часть возможностей социокультурной реабилитации нашего учреждения.

Социокультурная реабилитация может оказать существенное положительное влияние на людей с ограниченными возможностями всех возрастных и социальных групп, но особое значение она имеет для детей и подростков.

В отношении этой категории главная задача социокультурной деятельности приобщение к культурным, духовно-нравственным ценностям к здоровому образу жизни, гармоничное развитие в мире культуры и искусства. В основе подходов идея свободной, гармонично-развитой личности, которая ориентирована на духовно-нравственные ценности и стремится к постоянному самоопределению, самосовершенствованию. Это средство развития разнообразных жизненных познавательных навыков, повышения самооценки личности, возможность творческого самовыражения и объединения индивидуальностей в общность.

Hosted by uCoz